Пляж Арея-Прета в бразильском городе Гуарапари славится своим черным песком, уровень внешней радиации которого почти в 400 раз превышает нормальный радиационный фон, зарегистрированный в США.
В Бразилии сотни миль пляжей, но ни один из них не похож на «Прайя-да-Арейя-Прета» в Гуарапари. Песок в этом регионе содержит умеренное количество монацита, фосфатного минерала, богатого несколькими редкоземельными элементами, включая уран и торий.
Исследования показали, что радиационный фон на Areia Preta может достигать 175 мЗв в год или 20 мкЗв/ч, а в некоторых местах, особенно с утратой черного песка, уровень радиации достигает 55 мкЗв/ч. Для сравнения: средний уровень радиационного облучения в Соединенных Штатах составляет около 0,34 мкЗв/ч, в то время как рентген дает людям одноразовое облучение около 100 мкЗв.
Богатый монацитом черный песок Гуарапари был впервые замечен в 1880 году австрийским ученым Карлом Ауэром фон Вельсбахом. Он искал торий для своих недавно изобретенных ламп накаливания, и монацитовый песок оказался идеальным источником. Бразильские монацитовые рудники доминировали в индустрии редкоземельных элементов вплоть до Второй мировой войны, но только в конце 20 века пляжи с монацитовым песком стали достопримечательностью для оздоровительного туризма.
В 1972 году радиоактивность монацитового песка была известна уже почти столетие, но в том же году врач Сильва Мелло начала продвигать терапию радиоактивным песком, которая, как она утверждала, может лечить различные проблемы со здоровьем, включая ревматизм. По сей день тысячи туристов пытаются вылечить болезни, лежа или даже засыпая себя этим радиоактивным песком, игнорируя опасность длительного воздействия радиации.
Спустя 50 лет после публикации Сильвой Мелло о пользе монацитового песка многие в Бразилии все еще верят, что воздействие песка на самом деле полезно для их здоровья. Индустрия туризма Гуарапари определенно выиграла от этого повествования, и город с гордостью носит свое прозвище «Здоровый город», несмотря на споры о последствиях воздействия песка.
Интересно, что в большинстве районов Гуарапари относительно низкий уровень радиационного фона — в среднем 0,6 мкЗв/ч, — который не представляет реального риска для здоровья. Пляжи, такие как Areia Preta, — это совсем другое дело. Морские волны постоянно бьют прибрежные горы, богатые монацитом, и часть радиоактивных соединений вымывается на берег в виде черного песка.
Многолетние исследования показали, что гамма-излучение само по себе на Арея-Прета представляет серьезную опасность для туристов. Одно исследование 2002 года показало, что дозы гамма-излучения на пляже Арея Прета были сопоставимы с дозами в непосредственной близости (1 км) от Чернобыльской атомной электростанции. Авторы отмечают, что, хотя состав радионуклидов в этих двух местах, несомненно, различается, гамма-излучение на Арейя-Прета требует средств защиты.
Сообщается, что радиация, поглощаемая через кожу, может увеличить риск рака кожи, а вдыхание радиоактивных соединений может вызвать рак легких. Именно по этим причинам Бразильское ядерное агентство не рекомендует проводить слишком много времени на радиоактивных пляжах, таких как Арейя-Прета.
Одно время предлагалось извлекать монозиты из песка и затем продавать как ценную руду, богатую редкоземельными элементами. Таким образом, культовый черный песок Гуарапари можно было сохранить как туристическую ценность, не подвергая людей вредному излучению.