При огромном стечении народа под звон колоколов и золотых боярских монет 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV, прозванный Грозным.
«Многое Иван получил от природы, — писал в своей книге Казимир Валишевский. — Она дала ему деспотический, своенравный и раздражительный характер, пылкое, необузданное воображение и тонкий, живой, проницательный ум. Но ум его страдал неуравновешенностью, постоянно впадал в преувеличения и крайности…
Как и другие московские государи, Иван правил самовластно, но он вносил больше эксцентричности и жестокости, что зависело от его характера и ума, склонного ко всему фантастическому…»
Ивану было три года, когда после смерти отца, Василия III, он становится великим князем. Первые пять лет заправляла государственными делами его мать Елена Глинская (по преданию род Глинских произошел от Мамая), затем на девять лет власть оказалась в руках бояр Шуйских и Бельских, и вот, наконец, возмужавший потомок племянницы последнего византийского императора Константина XI Софьи Палеолог Иван IV в 16 лет венчается на царство.
В Византии существовал особый порядок выбора невесты, который по наследству перешел и к нам. Для царя невесту выбирали совсем как президента. Сначала выборы проходили в округах — в провинции, куда поступали «инструкции о соответствии»: девицы должны были быть такого-то роста (мерка прилагалась) и обладать определенными качествами (перечислялись). Затем прошедшие предварительный отбор кандидатки являлись на смотрины к Государю, который решительно и по-мужски выбирал одну-единственную, а остальных отпускал с миром и подарками.
Так вот как только Ивану исполнилось 16 лет, он объявил о своем намерении жениться, и тут же были разосланы грамоты о сборе девиц для выбора царской невесты: «когда к вам эта грамота придет, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили бы. Кто же из вас девку утаит и к наместникам не поведет, тому от меня быть в великой опале и казни». (Соловьев)
Иван выбрал Анастасию (родилась около 1530 года), прожил с ней тринадцать лет и был счастлив. На пышной свадьбе в «дружках были с великого Князя стороны боярин князь Дмитрий Федорович Бельской да боярин Иван Михайлович Юрьев с женою. А с великой Княжны стороны дружки были боярин князь Иван Иванович Пронской с княгинею да быть было Василью Михайловичу Тючкову с женою, но он, Василий, не был затем, что убился с коня, а была жена его. На Васильевом же месте был дружка Михайло Яковлевич Морозов, в свахах была Федорова жена Михайловича Нагова Авдотья, а кику держала Федорова жена Ивановича Сукина». Об этом знаменательном событии рассказано в книге «Описание тринадцати старинных свадеб великих российских князей и государей», изданной в Москве в 1785 году.
Имя Анастасия означает «воскресшая». Невеста, дочь покойного окольничего и воеводы Романа Юрьевича Захарина-Кошкина, была потомком боярина великих князей начала XIV века Андрея Ивановича Кобылы. Оставшись без отца, девочка воспитывалась в усадьбе родственников. Ее братья — Даниил, царский дворецкий, и Никита — служили при дворе Ивана IV.
Двор царицы состоял из женщин: боярыня заведовала финансами (казной) и постелью, кривчина присматривала за персоналом, мастерицы и постельницы сопровождали царицу в поездках или ночевали с ней по очереди, дабы царица не оставалась одна.
В 1549 году родилась дочь Анна. В ее честь был заложен храм во имя Иоакима и Анны. Но через год царевна умерла. Умерла в младенчестве и родившаяся в 1551 году дочь Марья. Родившегося в 1553 году сына царь назвал в память Донского Дмитрием, его крестили в Троицком монастыре у гроба преподобного Сергия. Уходя в поход под Казань, царь дозволил Анастасии миловать опальных и «давать свободу заключенным». По возвращении из Казани царь сильно заболел, а выздоровев, поехал с Анастасией и Дмитрием в Кириллово-Белозерский монастырь молиться о своем выздоровлении. На обратном пути царевич Дмитрий скончался (по другой версии — утонул). В 1554 году родился царевич Иван, затем царевна Евдокия, скончавшаяся на третьем году, а в 1557 году — царевич Федор.
Анастасия родила шестерых детей, но только двое остались в живых: Иван и Федор. Старший сын, Иван, был трижды женат: на Евдокии Сабуровой, Прасковье Соловой (обе заточены в монастыре) и Елене Шереметьевой. В припадке гнева Грозный так стукнул старшего сына, что тот умер (1581). Младший Федор был женат на сестре Бориса Годунова Ирине, он оказался больным и бездетным.
После рождения шестого ребенка Анастасия все чаще стала хворать. В 5 часов дня 7 августа 1560 года Анастасия скончалась. Вся Москва провожала царицу, когда ее тело несли в Девичий Вознесенский монастырь. Летописец записал, что «преподобная Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели». А Карамзин отметил, что «со смертью Анастасии Иоанн лишился не только супруги, но и добродетели». Сам царь в письме к Курбскому через 18 лет после смерти жены писал: «Зачем вы разлучили меня с моей женой? только бы у меня не отняли юницы моей, кровавых жертв не было бы». На помин души Анастасии царь передал в Троицкий монастырь 1000 рублей, на помин сына Ивана 5000 рублей.
После смерти Анастасии царь женился на черкешенке Темрюковне, при крещении получившей имя Мария, но вскоре и ее не стало. Следующей оказалась Марфа Васильевна Собакина, дочь новгородского купца, которая всего лишь через две недели после свадьбы была отравлена.
Обращаясь к церкви с просьбой о разрешении вступить в четвертый брак, Иван IV сказал о причине смерти Анастасии так: «вражьим наветом и злых людей чародейством и отравами царицу извели», а также доказывал, что и всех последующих жен отравили.
Церковь не сразу уступила настоятельным просьбам жениха, но все же в 1572 году он повел к алтарю Анну Колтовскую, дочь одного из приближенных вельмож, вскоре обвиненную в участии в заговоре и заключенную в Тихвинский монастырь под именем Дарьи (умерла в 1626 году).
За ней последовали две наложницы: Анна Васильчикова и Василиса Мелетьева. Анна Васильчикова умерла насильственной смертью. Мелетьеву заточили в монастырь, а князь, на которого она взглянула, был казнен. От любовниц Грозный имел незаконнорожденных сыновей. Затем в ранг любовницы была возведена Мария Долгорукая, но чем-то не угодила, была посажена в коляску и утоплена в реке Сере.
В 1580 году законной супругой стала Мария Нагая, дочь боярина Федора Федоровича. Через три года у них родился сын Дмитрий (1583), страдавший эпилепсией.
В марте 1584 года Иван Грозный составил завещание, в котором объявил царя Федора наследником и включил в регентский совет князей Ивана Петровича Шуйского, Ивана Федоровича Мстиславского, бояр Никиту Романовича Юрьева, Бориса Федоровича Годунова и Богдана Яковлевича Бельского. Царевичу Дмитрию и его матери Марии Нагой пожаловал в удел Углич. При неясных обстоятельствах Дмитрий погиб в Угличе. 18 марта 1584 года царя не стало.
Но существует и иная версия, согласно которой на роль Ивана IV в 50-е годы был поставлен другой человек (или даже несколько человек). Если следовать этой версии, Иван IV после взятия Казани действительно очень сильно заболел, но не выздоровел, а стал юродивым, то есть душевнобольным. Известно, что в начале 50-х годов в Москве появился юродивый Василий (Василий в переводе с греческого означает «царь»). В 1557 году юродивый Василий (Иван IV) умирает, ему устраивают царские похороны, а Покровский собор в Москве с тех пор называют Собором Василия Блаженного. А в это время на российском престоле правил сначала регентский совет при малолетних сыновьях Ивана и Анастасии, а затем сын Ивана IV Иван, внешне очень похожий на отца. Достоверным остается одно: лихо царским избранницам досталось через край, а женское счастье, не успев выглянуть ясным солнышком, скрылось в грозовых тучах, покалеченное всполохами царской похоти, для которой девичьи жизни, что речной песок, не имеют ни счета, ни цены.