После долгих дискуссий Латвия рассекретила данные о бывших агентах КГБ на своей территории, среди которых был духовный лидер православных в стране митрополит Александр, сообщает kratko-news.com.
«Картонные коробки» прояснят мрачную страницу истории Латвии, хотя многие файлы экспортируются или уничтожаются,» -пишет Deutsche Welle.
В конце декабря первая часть имен латвийских агентов бывшего Комитета государственной безопасности (КГБ) была опубликована на сайте Латвийского государственного архива. В соответствии с законом, принятым Сеймом Латвии в начале октября, архивные данные будут публиковаться по частям.
Сначала были опубликованы данные о агентской сети КГБ в Латвии. Сотрудники Центра по документированию последствий тоталитаризма отсканировали данные в алфавитном порядке. Каждая карточка должна содержать имя, фамилию, гражданство, дату и место рождения, место работы и род занятий завербованного лица. В нем также указывается, кто его завербовал и в какой отдел КГБ был взят.
Доступ к архивным документам возможен только после предварительной регистрации. Центр документации предполагает, что архивные данные вряд ли будут легкими, во-первых, потому что они не обеспечивают возможность поиска по различным критериям. Более того, латвийским исследователям трудно читать карточки, которые были заполнены от руки и на русском языке.
Люди жили в страхе
«С исследовательской точки зрения было бы более уместно, мне кажется, что архивные документы должны быть опубликованы сразу и полностью — после того, как у нас уже есть научные комментарии и объяснения от историков, которые позволили бы нам узнать всю деятельность КГБ и у нас есть лучшее представление о конкретных случаях », — говорит директор Национального архива Латвии Мара Спружа.
«С открытием файлов бывшие сотрудники КГБ также получат возможность объяснить свою точку зрения, рассказать свою историю,» — говорит Сольвейг Круммина-Конкова из Института философии и социологии. «И ученые смогут понять, как это было на самом деле. Напомним, однако, что это интерпретация, поскольку в архиве КГБ нет убедительных доказательств. Файлы уничтожены или находятся в Москве», — говорит исследователь.
Информация, опубликованная в 2018 году, будет неполной, и о действиях отдельных людей не следует судить только по данным в файле. Он не должен спешить с выводами, нужно подождать и посмотреть дополнительную информацию, предупредил он.
«Поспешные выводы могут исказить истинную картину», — сказал Вейонис.
Большинство файлов либо экспортируются, либо уничтожаются
И есть много дополнительной информации, которая не будет доступна, потому что большинство личных файлов помощников КГБ либо экспортируются, либо уничтожаются. Тем не менее, государственный архив Латвии хранит базу данных КГБ под кодовым названием «Дельта» в цифровом формате. Она содержит отчеты о деятельности КГБ в период с 1977 по 1990 год. С мая 2019 года данные будут доступны для историков, юристов, журналистов и некоторых студентов.
И готово ли латвийское общество публиковать содержимое архивов, и не станет ли это причиной самоуничтожения? Историк и член исследовательской комиссии по изучению деятельности КГБ Ориас Стивенс считает, что для такого беспокойства нет никаких оснований. Те, кто сотрудничал с КГБ, до сих пор имели достаточно времени, чтобы сделать признания и рассказать все. Кроме того, небольшое количество сотен имен, содержащихся в файле, будет известно общественности.
Историк полагает, что некоторые люди, которые находят свои имена в файле, могут попытаться доказать в суде, что они невиновны. Как показывает практика, в большинстве случаев суд признал, что наличие карточки само по себе не доказывает, что данное лицо сотрудничало со спецслужбами. Латвия была независимым государством в течение 27 лет, и было проведено 298 судебных расследований возможного сотрудничества с КГБ, но только в 9 случаях было доказано, что человек сотрудничал со службами.
«Я наказан за свое высокомерие»
До полного открытия архивов все больше представителей интеллигенции признаются, что сотрудничали с КГБ. Среди них поэт Яннис Рокпеллис, сын латвийского гимна СССР, врач и бывший политик Георгс Андреевс, бывший преподаватель Латвийского университета Иварс Лацис и другие. В своем признании, опубликованном в известной литовской газете, Яннис Рокпенлис пишет:
«Я не знаю, есть ли мое имя в файле, но я сам показываю себя, потому что у меня есть совесть. Я разрушил свою жизнь, себя и свою честь. Я наказан за свое высокомерие и гордость. Почему я признаюсь в этом, потому что я уже старше и если я хочу, чтобы моя совесть была чистой».
Чтобы установить роль каждого, чье имя содержится в файле КГБ, должен быть создан исследовательский центр — как это делали в Эстонии и Литве, отмечают историки. Пока в Латвии они не могут позволить себе такой центр, потому что его некому финансировать.