Посол США в Берлине призвал немецкие компании пересмотреть свое участие в газопроводе Nord Stream 2. Какие другие западные компании находятся под угрозой санкций США и могут ли США остановить проект, объясняет kratko-news.com.
В Германии снова говорят о Северном потоке 2. Поводом для этого послужило письмо посла США в Берлин Ричарда Гренеля немецким компаниям, связанным с трубопроводным проектом. При этом американский дипломат напоминает, что компании, которые «сотрудничают с Россией по экспортным газопроводам», находятся в опасности. Согласно государственному бюллетеню, некоторые санкции США могут поставить под угрозу не только компании, о которых идет речь, но и будущее всего проекта.
«Финансовые инвесторы»
Письмо Гренеля получили немецкие компании, участвующие в проекте. Это энергетическая компания Uniper, созданная два года назад после разделения E.ON, компании по добыче и переработке природного газа, и дочерней компании BASF — Winterschall, крупнейшего немецкого производителя нефти и газа.
Кроме того, в проект Nord Stream 2 также входят австрийская OMV, голландский концерн Shell и французская Engie. Руководитель OMV Райнер Зелай ответил публично — он сказал, что Вашингтон пошел по «пути конфронтации». OMV не получила такого письма от американского представительства в Вене, уточнил другой представитель компании, в то время как Engie и Royal Dutch Shell не ответили на запрос госсекретаря о получении подобных писем.
Пять компаний, упомянутых выше, являются финансовыми инвесторами Nord Stream 2. В Соединенных Штатах законодательная база для наложения санкций против них уже обеспечена: Закон США о контрмерах (CAATSA) был принят в 2017 году и позволил Вашингтону наложить финансовые санкции на лиц, которые инвестируют средства в строительство российских экспортных трубопроводов. Согласно закону, лимит составляет не более 5 миллионов долларов в год.
Риск для самих фирм — это, прежде всего, «потеря имиджа», как отметил посол Греннель в своем письме. Если на закон CAATSA будут наложены санкции, это также будет означать потерю финансовой поддержки проекта, и они (инвестиционные фирмы) привлечут к проекту 950 миллионов евро. Однако вряд ли Соединенные Штаты остановят сам проект — большинство наблюдателей придерживаются мнения, что «Газпром» и Россия могут обеспечить свое финансирование без иностранного участия.
Подрядчики являются наиболее уязвимыми
Если Вашингтон действительно намерен остановить проект, он должен быть нацелен на другое место — в компании — промоутеров проекта. Это 627 компаний со всего мира, по словам исполнительного директора Экономической комиссии Восточной Германии Майкла Хармса. Есть также те, кто играет решающую роль в реализации проекта, такие как специализированные компании, ответственные за прокладку по дну Балтийского моря — голландская группа Alesse, зарегистрированная в Швейцарии, и итальянская Saipem.
Итальянцы работают над проектом с лета 2018 года, и фактически уже завершили свою часть информационной работы. Тем не менее, основная работа по прокладке труб должна выполняться Allseas — как и в случае с другим проектом «Газпрома» — «Турецким потоком». Один из кораблей Pioneering Spirit длиной около 500 метров может прокладывать до 5 километров труб в день. Если США нацелены на эту компанию, это действительно может привести к замораживанию проекта, говорит С.Г. Михаил Краутичин из консалтинговой компании RusEnergy. Allseas Group и Saipem отказались комментировать заявление.
В гонке со временем
В своем письме немецким компаниям посол Ричард Гренель также написал, что «давление с целью принятия мер против «Северного потока 2» в Вашингтоне растет. Республиканцы и демократы приняли совместную резолюцию в поддержку санкций против проекта в соответствии с законом CAATSA. В письме Гренель также напоминает, что в Конгресс США был внесен еще один законопроект о санкциях против «Северного потока-2».
Наблюдатель от партии, вероятно, спросит себя, почему США не вводят санкции немедленно, пока проект не будет завершен. Подписанная Дональдом Трампом CAATSA не имеет обязательного характера в своем разделе «Северного потока 2», но тем не менее дает президенту США право выступить против проекта. Дело в том, что введение санкций должно быть согласовано с европейскими партнерами, как говорится в тексте документа. И главный европейский партнер — Германия — против.
Письмо Ричарда Гренеля вызвало резкую негативную реакцию в Берлине.
«Я думаю, что некоторые члены администрации США против санкций, потому что они боятся напряженности в трансатлантических отношениях», — сказал Майкл Карпентер, бывший высокопоставленный чиновник Пентагона и глава аналитического центра Pen-Biden.
Что касается президента Трампа, он готов противостоять европейским партнерам. Но многие в его администрации считают санкции как «чрезмерный шаг» и предпочитают, чтобы угрозы не переросли в реальные действия.
По словам Майкла Карпентера, если ничто иное не поможет остановить строительство Nord Stream 2, вполне реально ввести санкции в качестве крайней меры. Что касается второго законопроекта, который Ричард Гренель упоминает в своем письме, Конгресс не увидит его до следующей весны. В противном случае, у Вашингтона не так много времени, чтобы остановить строительство трубопровода: более 370 из запланированных 1200-километровых труб были проложены на дне Балтийского моря. И первый природный газ может пройти через них к концу этого года.