В разгар своего величия Восточная Римская империя была поражена необычайным врагом. Половина населения умерла от чумы, эпидемии, вызванной бактерией, сообщает kratko-news.com.
Некоторые ученые проводят параллели с сегодняшним днем и тем временем, пишет Deutsche Welle. Юстиниан I руководствовался одной главной целью: расширить свои владения. Он правил Восточной Римской империей (Византия). У императора было множество внутренних и внешних соперников, но в конце концов он был побежден миниатюрным и неожиданным врагом — в 6 веке нашей эры.
Византия кишила блохами и крысами, которые заражали людей. Многие из них до сих пор умирают от неизвестной эпидемии — страдают от лихорадки и кашля с кровавой мокротой. Сам Юстиниан был заражен чумой. Ему удается выжить, но только чтобы увидеть, как его империя погибнет. Некоторые историки предполагают, что эпидемия чумы была вызвана радикальным изменением климата Земли, по словам Кайла Харпера, профессора Университета Оклахомы.
В своей книге «Fatum: климат и упадок Римской империи,» он описывает взаимосвязь между изменением климата, болезнью и историческим развитием древних империй. Серия вулканических извержений вызвала небывалые тысячелетия охлаждения Земли.
Бактерия Yersinia pestis, которая убила почти половину населения Византии, лучше распространяется в холодную погоду, поэтому холодные годы в этот период являются идеальной предпосылкой для возникновения инфекции. Глобализация усиливает распространение инфекции. Строительство многих дорог во времена Юстиниана I помогает людям путешествовать, как никогда раньше. Торговля растет, но болезнетворные агенты, включая малярию, оспу и чуму, также распространяются более свободно.
К седьмому веку, после нескольких волн чумы, население Европы сократилось вдвое. Затем арабы достигают Средиземного моря, которому, как кочевникам, удается избежать эпидемии. Таким образом, по словам Харпера, изменение климата, которое привело к различным эпидемиям, предвещает конец Римской империи. Значение, которое Харпер придает климату, многие считают преувеличенным. Еще до 535 года Римская империя уже потеряла часть своего великолепия и власти, и раскол привел к разделению. Климат «создает обстановку происходящего, но не объясняет действия», отмечает в этой связи Frankfurt Algemine Zeitung.