Футуролог Хорст Опашовски, который консультировал нескольких канцлеров Германии в период кризиса, включая Ангелу Меркель, пытается избежать слова «прогноз», сообщает Deutsche Welle.
Он говорит о перспективах, шансах, направлениях развития — и подчеркивает, что цель футурологии не в том, чтобы делать пророчества и смотреть на кофе, а на основе существующих тенденций дать описание возможных будущих сценариев, что, в свою очередь, помогает развивать позитивные события и противодействовать негативным, сообщает kratko-news.com.
«Нам нужно знать, каким может быть завтрашний день, чтобы мы могли сделать его таким, каким хотим», — гласит одна из любимых фраз Опашовского. Это название его самой известной книги, которая является бестселлером в Германии — «Знай, что будет».
Он предсказал пандемию 16 лет назад
79-летний эксперт пользуется большим спросом в Германии — особенно сейчас, когда все хотят знать, как может выглядеть жизнь после пандемии. Мнение профессора Опашовского ценится не в последнюю очередь благодаря тому, что он уже не раз предсказывал будущие события, включая нынешнюю пандемию.
16 лет назад футурист опубликовал 500-страничное исследование о том, какой будет Германия в 2020 году. И там, между прочим, возможна эпидемия. Уже тогда эксперт говорил о необходимости подготовки к этой угрозе.
Предсказания Хорста Опашовского часто мрачны. Но это, говорит он, связано с тем, что одной из важнейших задач футурологии является предупреждение опасностей, чтобы люди могли противостоять им. В этом контексте оптимизм, с которым он говорит о будущем после пандемии, действительно удивляет — Опашовский убежден, что многое изменится к лучшему.
Новые ценности и приоритеты
Люди, пережившие пандемию, станут более уверенными в себе, укрепляя при этом свое чувство общности.
«Семьи становятся все более сплоченными, более внимательными. Даже отношения с раздражающими соседями стали теплее», — говорит футурист.
Видите ли, добавляет он, как люди помогают друг другу, как они добры к человеку по соседству, с которым они даже раньше не встречали друг друга. И старшее поколение, которое раньше жаловалось на безразличие младших, теперь тронуто их готовностью помочь.
По словам Опашовского, именно взаимопомощь и солидарность станут основой будущих общественных отношений. И на первом месте в жизни будет не работа, а семья, дом. И в этом нет ничего необычного: во времена угроз люди всегда обращаются к «своим» — там, где они чувствуют себя защищенными.
«Мужчины» останутся в прошлом
Серьезные кризисы часто приводят к переосмыслению ценностей и приоритетов, особенно среди молодежи. Сегодняшние времена не являются исключением, считает Опашовский. По его словам, тенденция ясна: в межличностных отношениях все больше будут ценить чувство ответственности, честность, умение полагаться на другого, его готовность помочь.
Немецкий футурист также убежден в этом: обычная иерархия с ее «мужчинами», наконец, уйдет в прошлое. Политики должны будут смириться с тем фактом, что люди больше не будут так охотно давать им полный контроль. Те, кто находится у власти, также должны будут пересмотреть социально-экономические приоритеты. Медицина и здравоохранение станут гораздо важнее, подчеркивает профессор. Более того, даже:
«Я не удивлюсь, если в Германии в социальной и экономической сфере сектор здравоохранения заменит автомобильную промышленность», — говорит Опашовский.