Биографическая драма «Лжец, Великий и Ужасный» рассказывает историю Бернарда Л. Мейдоффа, одного из самых знаменитых мошенников в мире. Ознакомиться с кратким сюжетом ленты и мнениями о ней зрителей и критиков поможет статья, созданная при поддержке онлайн-кинотеатра Okko.
Описание фильма «Лжец, Великий и Ужасный»
Тема мошенничества и краха дела того, кто его совершает, интересна зрителю. Примерами подобных картин являются «Поймай меня, если сможешь» или «Волк с Уолл-Стрит». Чаще всего в них рассказывается история успеха. Фильм «Лжец, Великий и Ужасный», отзывы на который можно изучить после знакомства с его кратким содержанием, построена на другой, печальной стороне жизни финансового воротилы.
Сюжет открывается с интервью, которое берет журналистка Диана Энрикес у уже заключенного под стражу Барни Мейдоффа.
Повествование делится на 3 уровня:
- разговор Дианы с главным героем и некоторыми его приближенными;
- последние месяцы свободной жизни Барни;
- расследование его деятельности и суд.
Со временем эти ветки сливаются в тот итог, который зритель может видеть в первых кадрах: разбитый старик отвечает на непростые вопросы. Ответы на них нужны не только зрителям, но и ему самому.
Еще несколько лет назад Бернард Мейдофф жил счастливой жизнью. У него была большая семья: любящая жена, заботливые и трудолюбивые сыновья, Марк и Эндрю, которые готовились продолжить дело пожилого отца, и подающие надежды внуки. В глазах всех окружающих Барни имел безукоризненную репутацию семьянина и дельца, компании которого доверяли тысячи людей.
Никто — ни мультимиллионеры, ни граждане среднего достатка — не подозревают, что те деньги, которые передаются в инвестиционный фонд Мейдоффа, идут ему в карман.
Десятилетиями бизнесмен заключал липовые сделки и подделывал прочую документацию так, что никто не мог и подумать, что он обманывает всех своих клиентов. Такая практика превратила его корпорацию в финансовую пирамиду.
Однажды, когда разразился мировой финансовый кризис 2008 г., Мейдофф понимает, что устал от своей работы, и решает открыть свой секрет сыновьям. Те ужасаются: они доверяли отцу и, хотя формально не были его партнерами, пользовались всеми благами его деятельности. Они обращаются к адвокатам, и те советуют им самим рассказать о мошенничестве отца для того, чтобы их не признали соучастниками.
Им приходится сделать это, и после разоблачения жизнь всей семьи Мейдоффов превращается в кошмар, который начинается с того, что Барни арестовывают и увозят на допрос. Он признается во всех преступлениях, которые ему вменяют, только с одной целью: защитить остальных членов семьи, связанных с его компанией.
Такое поведение, однако, не помогает Марку и Эндрю. Все вокруг стремятся обвинить их в соучастии в преступлениях, нападают на их семьи. Журналисты караулят их под окнами квартир, чтобы задать вопросы об их отце. Они отказываются общаться с Барни из-за того, что тот совершил страшное преступление, и с матерью за то, что она продолжает его поддерживать.
Настает время суда. Мейдофф ждет его и знает, чем тот закончится. Его итогом становится приговор мошенника к 150 годам заключения.
Даже спустя 2 года после ареста Барни члены семьи получают разного рода угрозы и иски от обманутых клиентов. Это приводит к самоубийству Марка. Желая поддерживать отношения с единственным оставшимся в живых сыном, Эндрю, жена Мейдоффа отказывается от любых связей с сидящим в тюрьме мужем. Однако еще через 4 года умирает и второй сын: у него случается рецидив тяжелого заболевания.
Фильм заканчивается разговором Бернарда с журналисткой. Он вспоминает старую статью из «Таймс», где его сравнивают с Тедом Банди. Он возмущен такой аналогией, ведь он совсем не жестокий человек. Финальный вопрос героя о том, можно ли назвать его социопатом, остается без ответа.
Мнение зрителей о кинокартине
Ни в России, ни за рубежом фильм, основанный на книге журналистки Дианы Энрикес, не снискал особой популярности. Любители творчества режиссера Барри Левинсона, в первую очередь заинтересовавшиеся его новой биографической драмой, отмечают, что эта работа — далеко не пик его таланта.
Такой вывод делается из сравнения картины с другими работами мастера, такими как:
- «Человек дождя» — четырехкратный лауреат премии Оскар за 1989 г.;
- «Доброе утро, Вьетнам» — премия «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль (Робин Уильямс) и др.
К жанру биографии режиссер обратился недавно — 10 лет назад. Все его работы («Ты не знаешь Джека», «Патерно») получили средние рейтинги.
По мнению зрителей, фильм, описывающий последние годы жизни Бернарда Мейдоффа, проигрывает другим криминальным драмам. Такой взгляд основан на том, что внимание в картине смещено с внутреннего мира и личной истории героя на агонию его семьи.
Факты, о которых рассказано в ленте, соответствуют реальности, но из-за того, что интрига раскрывается в самом начале, главному герою сложно сочувствовать. Это, однако, не относится к семье Барни: многих могут тронуть сцены смерти Марка — его старшего сына — и реакция на это событие жены главного героя.
Отзывы критиков на фильм
Критики отмечают оттенок документальности картины. В нее включены, например, кадры из телешоу, посвященных жизни и преступлению Бернарда Л. Мейдоффа.
Другая примечательная особенность фильма — приемы операторов и монтажеров, усиливающие и без того высокое напряжение некоторых сцен.
Их примерами могут стать кадры, описывающие состояние героя во время попытки самоубийства, или совершение многомиллионной сделки на банкете, которая сопровождалась сложным барабанным соло.
Режиссер уделяет внимание тому, по какому принципу были выстроены аферы героя. Для этого он использует сложные экономические термины, которые, однако, совсем не перегружают повествование. В центре внимания остаются судьбы членов семьи Мейдоффа.
Критики отмечают амбивалентность характера главного героя. С одной стороны, он старается уберечь семью от удара — принимает всю вину на себя. Такое поведение вызывает закономерные вопросы журналистки о том, что случилось бы, если бы он вдруг не смог защитить семью.
По ответам Бернарда становится ясно, что он не допускал и мысли о подобном развитии событий.
А с другой, герой в беседе не хочет признавать вину целиком, перекладывая ее часть на вкладчиков. По его мнению, раз он предупреждал их о возможности краха, то они сами виноваты в том, что потеряли средства. Такое поведение актуализирует финальный вопрос о социопатии героя.
Рейтинг фильма
Фильм получил несколько номинаций на престижные премии:
-
«Эмми-2017» в категориях:
- «Лучший телевизионный фильм»;
- «Лучшая мужская роль» (Роберт Де Ниро);
- «Лучшая женская роль второго плана» (Мишель Пфайффер).
- Премию Гильдии актеров за 2018 г. за лучшую мужскую роль (Роберт Де Ниро).
- «Золотой глобус-2018» в следующих номинациях:
- «Лучший актер» (Роберт Де Ниро);
- «Лучшая актриса второго плана» (Мишель Пфайффер).
Несмотря на это, рейтинги картины невысоки: на ресурсе «КиноПоиск», согласно мнению 3,8 тыс. человек, он равен 6,3, а на зарубежном IMDb — 6,8 балла (на основании 21 тыс. голосов).