В мае прошлого года Лукас Койо и Лаура Сунг заметили нечто странное — около ста кораблей собрались возле Хайчжу, Северная Корея. Из-за их работы в Центре перспективных оборонных исследований (C4ADS), расположенной в Вашингтоне неправительственной организации, они исследуют проблемы безопасности, используя большую базу данных, сообщает kratko-news.com.
Койо и Сун пристально следят за Пхеньяном, потому что Северная Корея обвиняется в продаже угля и других ценных товаров, иногда в огромных количествах, в открытом море, что направлено на то, чтобы избежать таможенного контроля и введения санкций ООН. Вместо того, чтобы перемещать товары в порт перед торговлей, они просто перемещают их с одного корабля на другой и лгут об их происхождении.
Благодаря этой торговле между кораблями Ким Чен Ын может зарабатывать миллионы долларов, в зависимости от того, какие товары он продает. Транзакции должны быть быстрыми и незаметными, и, следовательно, с небольшим количеством судов. Но на своих радарах Койо и Сонг продолжают видеть десятки кораблей, направляющихся в Северную Корею.
Затем они понимают, что что-то происходит. Койо и Сонг позже раскрывают огромную операцию, которая стоит миллионы долларов и включает в себя 279 судов, которые обходят санкции против Северной Кореи. Но они не несут на борту оружие, наркотики или охраняемые виды животных — преступления, за которые несет ответственность страна. На борту нет даже угля — самое ценное, что есть в КНДР. Они загружают тоннами … песка. Это может показаться странным, но в 2017 году Северной Корее было полностью запрещено торговать камнями, почвой и песком.
Действия КНДР являются нарушением международного права. И все же, в 2019 году она собрала около 22 миллионов долларов в своей казне, продав только этот песок, согласно опубликованному в апреле отчету ООН, цитируемому CNN. По словам одного из источников власти, Северная Корея отправила более 1 миллиона тонн песка с мая 2019 года до конца года. Но этот отчет даже не включает данные C4ADS.
Чтобы соединить подсказки Койо и Сун наблюдают за кораблями в течение нескольких недель, прежде чем замечают, что есть какое-то действие. Большинство морских транспортных средств имеют связь с Китаем. Некоторые из них также плавают под китайским флагом, другие имеют китайские имена. Как правило, суда, используемые для таких перевозок, регистрируются в небольших странах, где регулирование и надзор являются слабыми. Это корабли, которые плавают под так называемым «флагом прибыли». Эта информация заставляет Койо и Сонга полагать, что это не простая передача с корабля на судно. Но чтобы прийти к выводу, им нужно больше информации. Вот почему эксперты обращаются к спутниковым снимкам, наиболее важным элементам интеллекта.
На фотографиях они видят огромное облако пыли и то, как «земля вырывается из дна океана». Когда Сунг быстро изучает историю Северной Кореи и торговлю песком, все становится на свои места. «Мы нашли много сообщений с начала 1990-х годов до наших дней, которые показывают, что в этом нет ничего нового. Северная Корея всегда экспортировала песок многим своим соседям», — сказал Сун.
По мнению экспертов, страна сейчас «сознательно прилагает усилия, чтобы ее не заметили». Современная цивилизация построена на разных видах песка — это основа цемента, стекла и даже в источниках питания мобильных устройств. Человечество потребляет 50 миллиардов тонн песка в год — больше, чем любой другой природный ресурс на Земле. Его предложение может показаться неограниченным, но на самом деле не все виды песка подходят для любой отрасли. Песок пустыни слишком мелкий, чтобы использовать его в строительстве. Речной песок чаще всего используется для производства цемента. Песок со дна океана тоже работает, но его нужно обработать и опреснить. Очевидно, что Пхеньян годами инвестировал в экспорт песка. Несколько лет назад, когда Северная и Южная Корея имели значительные деловые отношения, торговля песком была в ее основе. В 2008 году Пхеньян продал своему соседу песок на сумму 73,35 млн долларов. Но вскоре после этого Южная Корея прекратила закупать материалы у Северной Кореи. Северная Корея вряд ли сильно пострадала, так как Китай по соседству является крупнейшим в мире потребителем песка.
Строительный бум в Китае настолько велик, что в период с 2011 по 2013 год страна использовала больше бетона, чем Соединенные Штаты на протяжении всего двадцатого века. И хотя строительный бум замедлился, Китай продолжает использовать больше бетона, чем любая другая страна в мире.
Что происходит в водах Северной Кореи?
Койо и Сун не знают, что случилось с тоннами песка после того, как они прибыли во многие порты Китая. Контрабанда песка — главная проблема в стране. В начале прошлого года министерство общественной безопасности Китая начало кампанию по борьбе с незаконными операциями с песком вдоль реки Янцзы. К октябрю власти расследовали 90 групп в 10 различных провинциях и изъяли 251 миллион долларов, 305 песочных судов и 2,88 миллиона кубометров песка. Но по сей день Пекин отрицает, что что-то не так с тем, что происходит в водах у Северной Кореи. Китай непреклонен в том, что он всегда «следовал правилам ООН». Северная Корея называет эти ограничения «заложниками» и часто ставит под сомнение их законность. До сих пор неясно, кто добыл песок с морского дна и почему. Общим для всех судов на борту является не только их связь с Китаем, но и тот факт, что у них нет номера IMO — уникального идентификатора, который связан с устройством слежения на борту.
Суда, пойманные без номера ИМО, остаются незарегистрированными и не могут заходить в порты своих стран. Без этого числа трудно определить, какой компании принадлежат суда. Есть два варианта того, что происходит в водах Северной Кореи. Страна может продать права на добычу песка китайской компании. Материал слишком сложен для извлечения, но это логистический кошмар. Обработка, хранение и транспортировка такого тяжелого продукта быстро компенсирует его легкое удаление с дна океана. По мнению экспертов, это не очень прибыльный бизнес. Они сомневаются во всем остальном — что Пхеньян пытается расширить порт Хайчжу, и для этого нанял китайскую компанию, которая держит песок в качестве оплаты за проделанную работу.