Многие люди знают, что Мировой океан поднимается, но, глядя на континенты, масштаб изменения климата движется в прямо противоположном направлении, сообщает kratko-news.com.
По мере таяния ледников океаны поставляют пресную воду, а из-за жары и засухи наши озера и внутренние воды теряют дорогостоящую жидкость.
Согласно новому исследованию, опубликованному в Communications Earth & Environment, крупнейший внутренний водоем на Земле, Каспийское море, особенно истощается.
Ученые предупреждают, что к концу века этот соленый водоем омелеет на 9–18 метров, если выбросы продолжат расти.
Спад такого масштаба испарит почти весь северный шельф Каспийского моря и часть туркменского шельфа к юго-востоку. Исследователи говорят, что восточная граница будет «совершенно сухой».
Международная комиссия по изменению климата не рассматривала испарение озер из-за изменения климата ни в одном из своих отчетов и не рассматривала цели Организации Объединенных Наций в области мирного развития.
«Воздействие незаметного аспекта будущего изменения уровня моря — снижение уровня озер и уровня моря на континентах во всем мире — может быть столь же разрушительным, когда глобальный уровень моря поднимается и угрожает жизням миллионов людей во всем мире», — пишут авторы.
Из-за своего размера около 371 000 квадратных километров или около 1,2 процента солености Каспий считается морем, а не озером.
Без немедленных и согласованных действий Каспийское море находится под угрозой исчезновения. Поэтому, по мнению авторов, существует острая необходимость в глобальной рабочей группе.
Если мы ничего не сделаем, последствия для окружающей среды будут огромными. Прогнозируемое понижение уровня моря серьезно повлияет на эту уникальную экосистему, а потеря мелководья на юге приведет к утрате бесценной среды обитания, нереста и источников пищи для эндемичных рыб, птиц и тюленей.
«Вероятное снижение уровня Каспийского моря, вероятно, приведет к серьезной трансформации экосистем и поставит под угрозу уникальную каспийскую биоту, которая развивалась в бассейне в течение миллионов лет», — говорится в новом исследовании.
Даже эти уже охраняемые территории Каспийского моря будут «до неузнаваемости преобразованы», поскольку питательные отложения будут обходить эти поднимающиеся шельфы и направляться прямо в центральную часть бассейна.
Мертвые зоны могут возникать по мере повышения температуры и уменьшения количества кислорода в реках, поступающих в море, что оказывает влияние как на самые мелкие, так и на самые глубокие внутренние воды, как это уже происходит в некоторых частях мирового океана.
Вызывают беспокойство и геополитические последствия. Необратимо пострадает местная экономика, зависящая от рыболовства и морской торговли, равно как и прибрежные порты, которые «внезапно» окажутся намного дальше от воды. Убыток также может обострить проблемы нехватки воды в засушливом регионе, что, несомненно, приведет к международным спорам.
«Поскольку средства к существованию и продовольственная безопасность миллионов людей зависят от Каспийского моря, потеря этих экосистемных услуг будет иметь серьезные социально-экономические последствия и может привести к локальным и региональным конфликтам — в этнически разнообразном регионе, где напряженность уже превалирует», — заявили эксперты.
И это не только каспийская проблема. Несколько недавних исследований показали, что уровень воды в замкнутых морских и озерных системах падает, в основном из-за высыхания континента из-за изменения климата.
Поскольку в озерах нет стока, они особенно уязвимы для повышения температуры. Их уровень воды почти исключительно определяется осадками, притоками рек и испарением. То же самое и с Каспийским морем, приток которого берет начало в Волге.
Точные модели отступления озер по всему миру необходимы для сохранения этих ценных экосистем, а также экономики и общества, которые они поддерживают.
К сожалению, спасать Каспий за счет сокращения выбросов уже поздно. Уже сейчас внутренний водоем с каждым годом сокращается с 6 до 7 сантиметров.
Поэтому срочно необходимы интенсивные региональные усилия по адаптации и смягчению последствий. Осведомленность общественности была бы хорошей отправной точкой. На протяжении десятилетий истощение внутренних озер неправильно понималось и даже игнорировалось экспертами.
«Например, в первом оценочном отчете МГЭИК (1990/92) предлагается поднять уровень Каспийского моря примерно с 2010 года», — пишут авторы.
«Ни один из отчетов IPCC не рассматривает эту проблему дополнительно».
Само по себе отсутствие исследований является частью проблемы. Риски и уязвимость Каспийского моря к потере воды обычно почти не исследуются.
Основываясь на Каспийском море, авторы призывают к глобальной кампании по повышению осведомленности и совершенствованию исследований в области истощающихся озер и внутренних водоемов мира. Их бросали слишком долго.
«Многие люди даже не знают, что внутреннее озеро резко сокращается из-за изменения климата, как показывают наши модели», — говорит Матиас Пранге, который разрабатывает климатические модели в Бременском университете в Германии.
«Тогда это просто стало нашим вниманием. Нам нужны дополнительные исследования и лучшее понимание последствий глобального потепления в регионе».