Примерно через десять лет астробиологи НАСА и ЕКА будут ждать посылку с неба: первую космическую капсулу с образцами марсианской почвы и горных пород, сообщает kratko-news.com.
Капсула с пробами будет доставлена в лабораторию самого высокого уровня биобезопасности, четвертого уровня (BSL-4), которая работает с патогенами, такими как вирус Эбола. Благодаря способности, наконец, досконально изучить признаки настоящей или прошлой жизни на Марсе, эти образцы станут блестящим призом для науки:
«Транспортировка неповрежденных образцов Марса на Землю была целью поколений планетологов», — заявляет НАСА.
Но поиск ответов космическими агентствами омрачает безопасность жизни на Земле: никто не знает, не содержат ли эти образцы, которые скоро будут собраны марсоходом, марсианские патогены, которым мы не окажем сопротивления. И мы не знаем, останется ли капсула герметичной при падении (зонд НАСА Genesis, который собирал образцы солнечного ветра, сломался, когда упал в Юте в 2004 году из-за отказа парашюта), что создает риск для дикой природы и загрязнения городов. Хотя лаборатории BSL-4 чрезвычайно безопасны, в прошлом были упущения, в основном по вине человека.
Хотя риск невелик, он не равен нулю. Космические агентства работают с Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC) в Атланте и Европейским центром профилактики и контроля заболеваний в Швеции, чтобы попытаться разобраться с ними. Но они не могут сказать, что рисков нет — и это проблема, потому что Договор ООН по космосу запрещает загрязнять миры, которые мы посещаем, а по возвращении — Землю. В договоре говорится, что космические путешественники должны избегать «неблагоприятных изменений окружающей среды на Земле из-за инопланетян».
Поскольку Covid-19 демонстрирует устрашающие эффекты пандемии, НАСА и ЕКА определенно должны изменить тактику. Существует четкий новый курс: транспортировать образцы для анализа на космическую станцию, вращающуюся вокруг Луны, или в лабораторию на самой Луне — и то, и другое может быть установлено через десять лет.
Эту позицию поддерживает Международный комитет по возвращению образцов с Марса ( International Committee Against Mars Sample Return — ICAMSR).
«Мы поддерживаем миссию по возвращению образцов на Марс в рамках проекта космической станции Lunar Gateway, если образцы доставляются в специально оборудованный модуль биологической опасности на лунной орбите, или в рамках более крупной концепции лунной базы в рамках программы NASA Artemis», — сказал директор ICAMSR Барри ДиГрегорио. «Это единственный способ гарантировать 100-процентную защиту биосферы Земли».
НАСА и ЕКА заявляют, что образцы необходимо возвращать на Землю исключительно из-за стоимости и сложности эксплуатации сложной лаборатории BSL-4 в космосе, поскольку микрогравитация «помешает анализу образцов». Но это проблема космических агентств, они не могут ожидать, что население Земли пойдет на неизвестные риски.
Если космические агентства действительно намереваются совершить пилотные полеты на Луну в рамках подготовки к полетам на Марс, они, безусловно, могут придумать способы анализа опасных примеров за пределами планеты. И теперь есть возможность сделать это, потому что миссия по транспортировке образцов, собранных Perseverance с Марса, не встанет до 2026 года.
«Оставление образцов на стабильной марсианской орбите — одна из нескольких стратегий, которые можно использовать, когда образцы поднимаются с поверхности Марса», — говорит ЕКА.
Космические агентства должны сделать это и дождаться полностью безопасного способа их анализа за пределами планеты. Было бы замечательно узнать о жизни на Марсе, но эти знания не должны стоить нам всей Земли.