Библейское исследование объединило передовой искусственный интеллект (ИИ) и полицейских экспертов, чтобы определить, кто и когда написал Библию.
Новаторское археологическое исследование, проведенное учеными из Тель-Авивского университета, проанализировало коллекцию черепков керамики седьмого века до нашей эры. Клад из около 100 артефактов возрастом 2500 лет содержит ряд надписей и военных переписок. Так называемые остраки были обнаружены в 1960-х годах археологами в древнем форте Тель-Арад в Негеве, сообщает kratko-news.com.
С помощью искусственного интеллекта и полицейских экспертов по почерку тель-авивские исследователи изучили осколки, чтобы узнать много нового о грамотности древних евреев.
Вела судебно-медицинское расследование Яна Гербер из отдела по расследованию международных преступлений израильской полиции.
Она сказала: «Это исследование было очень захватывающим, возможно, самым захватывающим в моей профессиональной карьере. Это древние еврейские надписи, написанные чернилами на черепках глиняной посуды с использованием алфавита, который ранее был мне незнаком. Я изучала характеристики письма, чтобы анализировать и сравнивать надписи, пользуясь при этом навыками и знаниями, которые я приобрела во время моей степени бакалавра классической археологии и древнегреческого языка в Тель-Авивском университете».
Г-же Гербер помогли два «улучшенных алгоритма идентификации писателя».
Она сказала: «У меня было ощущение, что время остановилось, и не было разрыва в 2600 лет между авторами остраков и нами».
Результаты исследования были опубликованы на этой неделе (9 сентября).
На основании своего анализа исследователи определили, что грамотность была довольно широко распространена среди иудеев в VII веке в Тель-Араде.
В свою очередь, это открытие предлагает новое понимание того, когда были написаны библейские книги Второзаконие, Иисус Навин, Судьи, Самуил и Царства.
Исследователи определили, что среди 20–30 военнослужащих, дислоцированных в Тель-Араде, было как минимум три писателя.
Они также определили как минимум 12 авторов 18 надписей, что позволяет предположить, что древние джадиты были довольно хорошо образованы.
Следовательно, находки объясняют, как ранние библейские тексты могли быть написаны и распространены в древнем Иудейском царстве.
Доктор Барак Собер сказал: «Командующие и офицеры связи на заставе, и даже квартирмейстер Эльяшив и его заместитель Нахум, были грамотными».
«Кто-то должен был научить их читать и писать, поэтому мы должны предположить существование соответствующей образовательной системы в Иудее в конце периода Первого Храма».
Профессор Исраэль Финкельштейн сказал: «Если бы в таком отдаленном месте, как Тель-Арад, в течение короткого периода времени было как минимум 12 авторов 18 надписей из населения Иудеи, а это, по оценкам, было не более 120 000 человек».
«Это означает, что грамотность не была исключительной прерогативой горстки царских книжников в Иерусалиме».
«Квартирмейстер с заставы Тель-Арад также умел читать и считать».
Однако грамотность могла быть недолгой из-за вавилонского вторжения в 586 году до нашей эры.
В этом году был разграблен и разрушен Первый Иерусалимский Храм.
Авторы исследования писали:
Беспрецедентная активность писцов в эту эпоху обеспечивает подходящий уровень грамотности и исторический контекст для составления и распространения (включая признание среди населения) нескольких основных иудейских библейских текстов. Мы ссылаемся в основном на Книгу Второзакония и на первую версию сводного повествования, представленного в Книгах Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царей, — так называемую Девтерономическую историю.
Эти писания служили законом и «историческими» платформами, направленными на продвижение иудейской идеологии и теологии в конце седьмого — начале шестого веков до нашей эры.